Думаю, каждый автомобилист хотя бы раз за все свое время, проведенное за рулем, доливал в радиатор охлаждения двигателя охлаждающую жидкость.
Каждый знает, что в их автомобиле имеется радиатор.
Гораздо меньше тех, кто знает, что он там не один.
И еще меньше современных автолюбителей знают точное количество радиаторов в их автомобиле, а тем более их тип и принцип работы.
Да–да… Сегодняшняя речь пойдет о радиаторах.
Радиатор – это устройство для рассеивания тепла в окружающей среде.
Принцип его работы заключается в том, чтобы передавать тепло от теплоносителя к окружающему пространству.
И речь сейчас идет не только об автомобильных радиаторах.
Существует множество видов радиаторов, среди которых самыми распространенными являются:
- радиатор отопления помещений;
- радиатор жидкостной системы охлаждения ДВС;
- радиатор для электронных компонентов (представляет собой ребристую металлическую поверхность, улучшающую теплообмен вокруг электрических деталей или же кулер с активным дополнительным воздушным или жидкостным охлаждением);
- радиатор систем охлаждения и кондиционирования;
Все они, независимо от конструкции и применения, работают по простому закону физики о теплообмене.
Если брать к рассмотрению только категорию автомобильных радиаторов – тут тоже не обошлось одним видом.
Радиатор охлаждения двигателя, радиатор отопителя, радиатор кондиционера, масляный радиатор, интеркулер охлаждения воздуха в турбонаддуве и прочие.
Каждый из них выполняет функцию теплообмена в доверенной ему системе.
Но при разных функциях и требованиях все они похожи по своей конструкции.
В современном автомобилестроении применяются 2 основных типа радиаторов.
Первый – трубчато-пластинчатый радиатор, второй – трубчато-ленточный.
Основной материал для изготовления радиаторов – медно-латунный сплав.
Хотя в последнее время для производства радиаторов так же начали использовать алюминиевый сплав.
Он отличается от медно-латунного радиатора меньшей теплоотдачей, меньшим сроком эксплуатации и меньшими затратами на производство таковых.
Конструкция автомобильных радиаторов заключается в том, что теплоноситель циркулирует по трубкам диаметром до 0,15мм, тем самым распространяя тепло вдоль всей поверхности радиатора.
В результате этого жидкость, которая является теплоносителем, не перегревается и не теряет своих свойств, а система поддерживает заданную внутреннюю температуру.
Что касается радиаторов для турбонаддувов (так званых интеркулеров) – они работают по тому же принципу, что и обычные радиаторы.
Только вместо теплообменника внутри кулера выступает воздух, который надувается в турбину.
Он зачастую охлаждается с помощью встречного потока воздуха при движении автомобиля.
Но существуют и водяные модели кулеров, охлаждающие надувочный воздух с помощью жидкости.
В наше время существует множество компаний, производящих радиаторы для автомобилей.
Самые широко распространенные среди них такие как Nissens, Hella, VAN WEZEL, AVA, ELIT,VALEO, FPS, KOYORAD, Greddy, HKS, ДААЗ, ШААЗ и другие.
ДААЗ и ШААЗ специализируются на производстве радиаторов для отечественных автомобилей, таких как ВАЗ, ГАЗ, МАЗ, КАМАЗ и так далее.
Остальные бренды производят радиаторы для иномарок европейского и азиатского производства.
KOYORAD, Greddy и HKS специализируется на производстве радиаторов и интеркулеров для гоночных и тюнингованых автомобилей.
Но в их ассортименте присутствуют модели и для серийных автомобилей.
Устанавливая на свой автомобиль новый радиатор, нужно учитывать не только материал, из которого он изготовлен, но и емкость радиатора.
Чем больше рабочий объем радиатора – тем быстрее происходит теплообмен в нем и в системе в частности.
Этот немаловажный факт обязательно необходимо учитывать при покупке нового радиатора охлаждения двигателя.
Ведь поставив радиатор меньшего объема, Вы можете столкнуться с проблемой перегревания двигателя.
А последующие проблемы после перегревания двигателя известны многим…
Ровных дорог Вам и крепких лошадиных сил Вашим автомобилям!